19:07 

Июньская сирень и день Масок.

Тень в сумерках
Тьма - это обратная сторона света
Что новенького в стольном граде Дзержинске? У нас лето...Ага, только это какое-то странное лето. Большую часть дня либо идёт дождь, либо задувает сердитый северный ветер...От такой погоды на окошке взял, да и зацвёл амариллис, раскрывающийся исключительно в феврале месяце. Видно, решил - вот, самое оно! А в городе клубится сиреневый туман - цветёт сирень, несмотря на то, что по времени давно пора уступить жасмину, жимолости и шиповнику...Но вышеперечисленные кустарники, видимо, это лето решили пропустить. Так что в городе у нас царит белая и сизовато-лиловая дымка сирени, и душистые гроздья черёмухи. Зелёные аркады ветвей смыкаются над головой, превращая дворы и палисадники в зачарованное, заколдованное, сказочное королевство. Вечный май, одним словом! Вот немножко фотов, сделанных дружищем Бог_Черной_Луны, полюбоваться!

Впрочем, Тень не скучает))) К нам в город приехала замечательная выставка под названием "Без лица", посвящённая маске и её роли в истории. Надо же сходить! и вот - маленький отчёт о таком интересном событии)))

Попали мы туда аккурат 4 июня. День был вполне в духе этого лета - по дороге через заросшие сиренью дворы нас щедро поливал холодный дождь, и, видимо, чтоб идти было ещё веселее, напоследок сыпанул в спину градом. Добежали до Краеведческого мы довольно быстро, заслонились от града дверью, скинули куртки в гардеробе...и окунулись в Историю!
Прежде чем рассказать подробно о запомнившихся масках, несколько общих слов. Выставка покорила своей информативностью! Конечно, нельзя было объять необъятное, и подробно рассказать обо всех масках Венецианского Карнавала, театра Но, Комедии Дель-Арте и других весьма оригинальных и интересных явлениях...Но вот весь широкий спектр масок показать удалось - от использования в косметической хирургии, до весёлых черепов Мексиканского Карнавала, от утончённой красоты Венеции до ужасов средневековой Инквизиции, от притягательной красоты масок театра Но до первых хоккейных масок...
Очень понравилось оформление! Это же просто восторг душевный! Каждый стенд был оформлен в духе той или иной эпохи, с подробным текстом, старинными фотографиями или же превосходными рисунками - актёры в масках, расписные подставки под маски, палачи в средневековом облачении, Чумной доктор при полном, так сказать, параде, рассказы о фильмах и их создании...
А как разнообразили сухую историческую информацию красочные легенды! В общем, было на что посмотреть, что почитать и подержать в руках! А при желании некоторые из масок можно было даже примерить))) Ну, фотографироваться Тень не любит, а вот погладить венецианские маски довелось - они, оказывается, подбиты мягким бархатом...
Впрочем, теперь обо всём по порядку!

Первая маска - знаменитая маска Бастилии, которую, по легенде, носил таинственный узник явно аристократического происхождения, попавший туда 18 сентября 1698 года...По мнению некоторых исследователей, маска была сделана не из бархата, а из железа... Узнику в маске было запрещено разговаривать с теми, кто не знал его личность, под угрозой смерти. Какие только предположения не выдвигали историки по поводу заключённого! От брата-близнеца Людовика 14, до графа Маттиоли и министра финансов, Николя Фуке...Ну и, наконец, совсем уж экзотическая теория - маска скрывала личность...Петра Первого, подменённого коварными французами во время "Великого посольства"!
19 ноября 1703 года в 4 часа утра загадочный узник умер, унеся тайну своей личности с собой, в могилу...
следующая маска не менее экзотична, и тоже обладает интереснейшей историей!

Смотрится она, правда, страшновато...Это маска Александра Педена. Пресвитерианский пастор Александр Педен больше известен под именем "пророк Педен", пустился в бега в далёком 1663 году, спасаясь от гонений, предпринятых королём Англии и Шотландии, Карлом II. Неустрашимый пророк проповедовал в Южной и Западной Шотландии, скрывая свою тщательно разыскиваемую властями личность вот под такой маской, сотворённой из птичьих перьев, кусков кожи, человеческих волос и деревянных зубов. 11 лет продолжалась его "побродяжья" жизнь, а затем бунтаря всё же удалось схватить и 4 года он отбывал срок в Шотландской тюрьме.
В 1678 году было принято решение перевезти его в США. Отважный проповедник сумудрился бежать в Ирландию, и продолжил проповедовать и там. Умер он в возрасте 60 лет, непокорённым и свободным. Видимо, маска-таки помогла!
Далее представлены маски итальянского площадного театра Дель-Арте.
Комедия дель а́рте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. В зале разместили самые известные из них.

Арлекин, Арлеккино (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Маска: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.
Скарамучча (Скарамуш, итал. Scaramuccia, фр. Scaramouche «маленький забияка») — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, южный вариант маски Капитана. Маска Скарамуччи отчасти повторяла северную маску Капитана, но несла в себе меньше политической сатиры. Это уже был не испанский захватчик, а простой тип хвастливого вояки, близкий по духу некоторым персонажам Плавта. Он хвастлив, любит браниться, но как только дело доходит до драки, он трусливо сбегает или, если не успеет сбежать, неизменно будет битым.

Доктор Грациано — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, один из комических стариков итальянского площадного театра. Маска: чёрного цвета с огромным носом, закрывает, как правило, все лицо, но иногда только лоб и нос, тогда щеки Доктора густо нарумяниваются.
Коломбина (итал. Colombina) — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок — служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и так далее. Большую популярность получила во французском театре. Существует легенда, что актриса, игравшая роль Коломбины, была настолько красива, что ей разрешали появляться на сцене совсем без маски!
И целый стенд был посвящён рассказу о маске Чумного доктора, вошедшей затем в Венецианский карнавал...

Чумной доктор, или врачеватель чумы (англ. plague doctor, нем. Pestarzt, итал. physici epidemeie) — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола, чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.
Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Важно, однако, иметь в виду, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой.
Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек плащ, узкие брюки, перчатки, ботинки и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском. Казалось бы, почему воск? Переносчиками чумы были блохи, и навощённая одежда являлась неплохой защитой от них.

Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского божества, отпугивает болезнь. Но у клюва была и функциональная нагрузка: он защищал врача от «болезнетворного запаха». Клюв или его кончик были заполнены сильно пахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку Чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного запаха. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Маска имела также стеклянные вставки, защищающие глаза. Длинный, пропитанный воском плащ и кожаная или промасленная одежда из плотной ткани были нужны во избежание контакта с зараженными.
Следующий зал для Тени был особенно интересным, потому как в нём размещались маски японского театра Но. Жаль, их было немного...Но и те, что были, вызывали восхищение и восторг!

Маски театра Но вырезались обычно из дерева - павловнии или кипариса, древесина используется через 10—12 лет после вырубки: в течение 5—6 лет её выдерживают в воде, а затем несколько лет высушивают.
Маска в театре но носится только в сочетании с париком. Для её надевания существует особый обряд: актёр кланяется ей, бережно берёт в руки, долго рассматривает, укрепляет на лице и ещё некоторое время смотрит на себя в зеркало. Маска крепится на лице с помощью шнуров, продетых в отверстия по бокам, и завязывается на затылке; чтобы она сидела плотно, на лоб актёра предварительно накладывается завёрнутый в бумагу кусочек хлопчатобумажной ткани. В возрасте 12—13 лет юный актёр в торжественной обстановке проходит обряд посвящения в профессию: глава труппы надевает на его лицо самую древнюю маску — старца Окины.

Как и другие вещи в средневековой Японии, маска (наряду с зеркалом, амулетом, мечом) наделялась магическими свойствами; актёр и сейчас продолжает относиться к маске как священному предмету: в актёрской уборной всегда имеется свой алтарь со старинными масками, и исполнитель никогда не переступит через омотэ.
С помощью регулирования освещённости маски путём поворота головы актёру удаётся придать ей эффект оживления: он может наклонить её плоскостью лица вверх (омотэ о тэрасу), освещая, и придать выражение радости; наклонить её плоскостью вниз (омотэ у куморасу), обращая в тень, и предать выражение грусти; быстро двигать головой из стороны в сторону (омотэ о киру), показывая сильные эмоции.

Демонстрация смена выражения лица маски при изменении угла зрения.
В своей книге «Пространство трагедии» Григорий Козинцев писал: «Я начинаю понимать, что „надеть маску“ — процесс такой же сложный, как „вжиться в роль“. Задолго до начала представления артист стоит подле зеркала. Мальчик подаёт ему маску. Артист осторожно берёт её и молча вглядывается в её черты. Незаметно меняется выражение глаз, облик становится иным. Маска как бы переходит в человека. И тогда медленно и торжественно он надевает маску и поворачивается к зеркалу. Их уж нет по отдельности, человека и маски, теперь это целое».

Ко-омотэ, маска изображающая лицо молоденькой девушки, лет пятнадцати-шестнадцати. Самая «молодая» маска из всех женских масок. Чистая, красивая, девственная. «Ко» в Ко-омотэ означает прекрасный, юный. Лицо маски – классическое женское лицо эпохи Хэйан. Брови выбриты, волосы аккуратно собраны, зубы начернены. Лицо, показывающее совершеннолетнюю женщину, но в то же время ещё наивную. Ко-омотэ есть в нескольких вариантах. Более сдержанная, можно сказать, холодная природа лица. В другом варианте прическа, большая округлость, разделение губ делают маску чувственной.
Тоётоми Хидэёси, выдающийся правитель и объединитель Японии, очарованный тремя масками Ко-омотэ, сделанные мастером Исикава Тацуэмон, назвал их Юки но ко-омотэ (снежная Ко-омотэ), Цуки но ко-омотэ (лунная Ко-омотэ) и Хана но ко-омотэ (Цветочная Ко-омотэ). К сожалению, Цуки, но ко-омотэ сгорела в замке Эдо во время пожара.
Окина («старец») – маска – прародительница, связанная с культом предков, ритуальная маска саругаку. Маску окина надевали, когда театр Но еще не имел своей законченной классической формы, в конце эры Хэйан (12 век). Сегодня для важнейшей роли окина, небесного божества, маску надевают ради особых случаев, на большие праздники, типа Нового Года. Окина олицетворяет родового предка-божество, который излучает мудрость, доброту и радость. Божество символизирует мир, богатый урожай.
Хання - маска, представляющая собой страшный оскал ревнивой женщины, демона или змеи, при прямом её положении. Однако если маску немного наклонить, то из-за скошенных бровей создаётся видимость безутешно рыдающего лица. Маска обладает двумя острыми бычьими рожками, металлическими глазами и полураскрытым ртом от уха до уха.. Считается, что ревнующая женщина становится одержима злым духом, и превращается в жуткого рогатого демона.

Они - демоническая маска злобного чёрта. Красное лицо, оскаленные клыки, золотые глаза! Действительно, злобное и инфернальное создание!
Тэнгу - буквально «Небесная собака», существо из японских поверий. В японских верованиях тэнгу представляется в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями. Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), он наделён огромной силой. Примерно с 12 века он принял форму ямабуси в характерной шапочке, крыльями за спиной, посохом или мечом в руке и характерным лицом. В случае дайтэнгу это было красное лицо с огромным носом. В случае же карасу тэнгу лицо выделялось круглыми глазами и птичьим клювом вместо носа. Вместе с эволюцией внешнего вида, с 12 века стала расти и положительная роль тэнгу. Появились многочисленные легенды о том, что они были учителями лучших воинов Японии. Благодаря такому учителю, воины с легкостью побеждали простых смертных. Постепенно тэнгу стали считаться и воплощением ками гор

Ну, и наконец, две маски - знаменитая лисья маска, кицунэ, и маска хёттоко! Обе - причудливые и очень симпатичные. Особенно красива маска лисицы-улыбаки)))
А вот немножко про маску хёттоко, которая не так широко известна. вероятно, в прошлом легендарный персонаж, с древности по настоящее время — название традиционной японской маски мужского лица, используемой как при народных гуляниях, так и в театре Кёгэн. Некоторые маски имеют разный размер левой и правой глазницы, надутые щеки, скривившийся рот, часто вокруг головы обёрнут шарф, обычно белый в синий горошек. Существует аналогичная женская маска, называемая Окамэ или Отафуку.

Названия маски происходит от «хи» (火 — огонь) и «отоко» (男 — мужчина), потому что маска изображает некоего персонажа, дующего на огонь через бамбуковую трубку. Благодаря влиянию местных диалектов название маски стало произноситься как «хёттоко» (ひょっとこ ) В японском театре Хёттоко символизирует любителя попоек и разгульного веселья, который наутро не может вспомнить что происходило вчера. Поэтому среди японцев слово «хёттоко» может иметь негативную оценку, применяясь как ругательство, в значении «обалдуй», «страхолюдина» или «паяц, шут, клоун». Маска Хёттоко также ассоциируется с японскими домашними духами очага и семейного благополучия, поэтому её нередко держат в доме как оберег.

Ещё на выставке присутствовали маски палачей и маски Инквизиции...Большое впечатление произвела маска "сквернословящих жён". Она представляет собой эдакий намордник с игольчатым кляпом. Муж провинившейся засовывал этот вот пытошный инструмент жене в рот, застёгивал маску на затылке, чтобы несчастная не смогла избавиться от колючего кляпа, и водил беднягу на цепи по улицам города...

И - удивительно красивые маски черепов, надеваемые в День Мёртвых, что празднуют в Мексике! День мёртвых (исп. Día de Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками — Днём всех святых (1 ноября) и Днём всех душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником, включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.

В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов и фигурок одетых женских скелетов, напоминающих Катрину. Ко Дню мёртвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой.
И ещё один любопытный факт - надгробия украшали цветами бархатцев, считающихся в Мексике "Цветами мёртвых".
Венецианские маски - одни из самых красивейших масок выставки!
Венецианская маска — традиционный символ ежегодного венецианского карнавала.

Шут, или Джокер - маски шутов могут быть самые разнообразные: закрывающие лицо полностью или частично, закрепленные на голове или на палочке, которую держат в руках. Обязательным атрибутом маски являются трехконечные шутовские колпаки, украшенные бубенчиками. Иногда шуты или шутихи держат в руках зеркало. Их головные уборы были особенно знамениты — они шились из ткани, а каждый из трех концов колпака украшался звонким бубенчиком. Эти три конца олицетворяли ослиные уши и хвост, которыми украшали свои головы шуты древних времен. Помимо прочих, отличительными чертами шутовского образа были непрерывный смех и фальшивый скипетр, также известный как баубле или маротте.

Кот (Gatto) - Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за такое животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано — сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Маски котов на выставке вызывали восхищение тонкостью отделки и красотой. А вы посмотрите на эти филигранные ушки!!!

Баута (Bauta, Bautta) – самая популярная маска Венеции XVIII века. Она появилась в XVII столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno.

Баута являлась канонической маской Венеции XVIII века.
Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: нижняя часть маски, скрывающая рот, выдвинута вперед, и голос, ударившись изнутри о глиняную или кожаную преграду благодаря специфической форме, менялся, позволяя оставаться неузнаваемым.

Моретта или «Смуглянка» (от итал. «la moretta») или "Немая служанка" («servetta muta») - женская овальная маска из чёрного бархата, изобретенная во Франции. У неё нет рта. Маска крепится на лице за счёт внутреннего штырька, который зажимается в зубах, лишая женщину возможности говорить. Такая маска в наши дни рассматривалась бы прекрасной половиной человечества как еще одна попытка заставить женщину замолчать.
Однако для венецианских женщин Моретта была синонимом таинственности, загадки и обольщения. Дама, скрывающая свое лицо и голос и общающаяся только при помощи жестов, была не только модной, но и популярной у мужчин... Однако женское молчание ценилось венецианскими мужчинами не меньше, чем загадочность. Это подтверждают другие названия Моретты: "Отрада мужей", "Маска семейного благополучия", "Маска молчания".
Название «Moretta», скорее всего, происходит от «мавр», который в венецианском диалекте значит чёрный цвет. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица, недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.
В наши дни маску моретту делают исключительно на заказ. В магазинчиках, торгующих масками, «маску молчания» не найти. Сегодня эту маску нередко делают с лентами, что совершенно неприемлемо с точки зрения исторической достоверности.

Маска Вольто (Volto), известна также другим своим названием - Гражданин (Citizen). Ее носили в дозволенные венецианскими властями дни рядовые горожане. Это была самая нейтральная, простая и недорогая из всех венецианских масок. Ее мог себе позволить представитель любого сословия. Она повторяет классическую форму человеческого лица. Первоначально она крепилась к голове лентами, хотя у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка. Уже много позднее маску Вольто начали украшать красками, блестками, камнями и тканями, что заметно сблизило ее с другими масками Венецианского карнавала – Венецианской дамой и Шутом (Джокером).

Коломбина - Полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.
Знаменитые маски из фильмов я пропущу - ну, всем известны маски "Крик", "маска Локи" из фильма "Маска", "V -значит, вендетта", "Пятница, 13", маска Хищника, или маска Ганнибала Лектора.
А вот на хоккейных масках хочется остановиться подробно. Оказывается, хоккейный голкипер в начале века ни шлем, ни маску не носил! Естественно, вратари в первой половине 20 века регулярно получали травмы головы и ссадины. Но это воспринималось как неотъемлемая часть игры, а первые попытки защитить свое лицо от прямого попадания шайбы считались чудачеством.
В 1927 году вратарь женской команды Королевского университета города Кингстон (провинция Онтарио, Канада) Элизабет Грэм решила использовать в игре маску для фехтования.
Куда большим оригиналом прослыл страж ворот клуба НХЛ «Монреаль Марунз» Клинт Бенедикт. Однажды за два матча регулярного чемпионата-1929/30 он успел собрать букет из сотрясения мозга, опасного рассечения, сломанного носа и раздробленной скулы.

Клинт вернулся на лед только через месяц, а его лицо украшала курьезная на вид маска с огромным носом, сделанная из кожи и проволоки.Залечив травмы, Бенедикт отказался от не слишком удобного приспособления (отыграв в маске всего 5 матчей).
- Использование столь внушительного носа стало проблемой. Он существенно портил мне обзор, - прокомментировал свой эксперимент 37-летний уроженец Оттавы.
Еще дальше пошел японец Тейджи Хонма. На Олимпийских играх 1936 года в немецком Гармиш-Партенкирхене он появился в маске, более характерной для бейсболистов-кетчеров.Хонма носил очки, и он всерьез опасался за их сохранность во время ледовых баталий.

В 1954 г. голкиперам НХЛ были предложены маски, сделанные из прозрачного пластика. Эти проекты могли бы стать революционными, но, увы, их разработчик сам не играл в хоккей на профессиональном уровне.
В результате, первые же тесты показали, что вратарям в подобном «наморднике» практически нечем дышать, а стекло очень быстро запотевало.
Многолетний страж ворот «Монреаль Канадиенс» Жак Плант – шестикратный обладатель Кубка Стэнли и семикратный лауреат «Везина Трофи» - приза лучшему голкиперу сезона в НХЛ.

1 ноября 1959 года шайба после броска нападающего «Нью-Йорк Рейнджерс» Энди Батгейта сломала Планту нос и порвала щеку. Жак был вынужден уйти в раздевалку, где ему оперативно наложили швы. Но этого вратарю показалось мало. Канадец наотрез отказался возвращаться на площадку, если ему не позволят надеть на игру самодельную маску из стекловолокна, плотно прилегающую к лицу.
Плант пользовался этой маской во время тренировок, начиная с 1956 года, когда он несколько недель болел синуситом (воспаление слизистой оболочки пазух носа).
Новатору Планту в стремлении носить маску приходилось отбиваться не только от своего тренера. Коллеги по вратарскому ремеслу, журналисты и болельщики других команд долгое время упражнялись в остроумии, придумывая Жаку уничижительные клички. Одна из самых безобидных – «Цыпленок» (переносное значение английского слова «Chicken» - трус).

В 1970-е годы хоккейные маски не только стали повсеместным явлением в НХЛ, но и начали подчеркивать яркую индивидуальность своих владельцев.
Так, голкипер «Филадельфии Флайерз» Дуг Фавелл стал первопроходцем. В честь праздника Halloween он раскрасил маску в оранжевый цвет, чем эпатировал местную публику.

Если двукратный олимпийский чемпион Виктор Коноваленко долгие годы играл в классической «плетенке», то его молодой преемник на посту номер один в сборной СССР Владислав Третьяк презентовал нечто совершенно необычное.
Третьяк выходил на лед в обычном хоккейном шлеме, к которому была прикреплена защитная решетка.

С легкой руки канадцев такая маска получила название «птичьей клетки». Советский голкипер отдавал предпочтение дугообразному строению проволочной сетки, однако со временем в моду вошла и более консервативная прямая решетка.
Но последним на сегодняшний день этапом эволюции стоит считать появление гибридного шлема, идея которого принадлежала канадцу Дэйву Драйдену (родному брату Кена). В 1977 году он удалил у своей старой пластиковой маски, закрывавшей всю голову, лицевую часть и с помощью паяльника создал на ее месте защитную проволочную сетку.
Так возник шлем, наиболее приближенный к тому, что носит абсолютное большинство современных голкиперов.

Ну, и завершу обзор выставки кратеньким перечислением масок танкистов, надеваемых в Первой мировой, масок снайперов, и особых, косметических масок, производство которых открыли в Англии и Франции, чтобы помочь солдатам, вернувшимся с фронта, и получившим серьёзные травмы лица, приспособиться к жизни в новом облике.

Отдельно были выставлены посмертные маски - Есенина и Гоголя...но вот их показывать не берусь.
Вот такая замечательная выставка приезжала к нам в город, и вот какие необычные истории связаны с Её Величеством, Маской!

@темы: За жизнь))), История, О, спорт!, Япония

URL
Комментарии
2017-06-09 в 22:58 

Звёздный странник Джо
А давай я построю летучий корабль... || Nigai-kun
Ух ты, про макси очень интересно было! Спасибо за рассказ :inlove:

2017-06-10 в 15:44 

Они-кис-кис
...and she was lonely but did not find loneliness in any way a bad or ignoble thing.
Красота какая! Очень интересный репортаж и классыне фотки! Спасибо!:)))

*из японских масок узнала только тэнгу, мне стыдно:)

2017-06-10 в 23:56 

Jay_Ko
Тень в сумерках, о, какая роскошная сиреневая аллея! И какая интересная выставка, спасибо за такое замечательное иллюстрированное обозрение.

2017-06-13 в 14:58 

Тень в сумерках
Тьма - это обратная сторона света
Звёздный странник Джо, завсегда пожалуйста))) Я тоже очень рада, что сходила! Столько интересного, нового и незнаемого! И даже среди любимой Япони, которую, думала, знаю достаточно хорошо))) Маска Хётокко - в фильмах видела, а вот её историю совсем не знала))) А уж про Средневековье - вообще было интересно узнать! И про хоккей - бабушка с дедушкой у меня числились в активных болельщиках, и я в советские годы страстно болела за наших))) И крайне уважительно отношусь к Владиславу Третьяку до сих пор))) И так здорово, что именно его маска вошла в состав современного хоккейного обмундирования для голкиперов
Очень волнительная оказалась история становления хоккейного шлема...И - ну как это было вообще возможно, стоять в воротах безо всякой защиты! Когда в тебя летит такой вот снаряд! И ведь какой непростой оказался путь к современной амуниции! Я, конечно, понимаю, что "трус не играет в хоккей" - но как не стыдно смеяться и обзывать трусом человека, отражающего шайбу, только за то, что он защищает лицо от попадания такого вот убийственного снаряда! Нет, а вот их самих бы в ворота, и шайбой по физиономии! Смотришь на фото бывалых вратарей- это же караул...Такие травмы!
А маски Венецианского карнавала! А история с чумным костюмом...И надо же - интуитивно была выбрана правильная защита! Народ не знал, что блохи переносят инфекцию, но вот такой костюм как раз от них и ограждал!

URL
2017-06-13 в 15:03 

Тень в сумерках
Тьма - это обратная сторона света
Они-кис-кис, рада, что смогла поделиться не только прекрасным, но и интересным))) Ну, маску кицунэ частенько можно увидеть и в артах, и в аниме...И маску хання - тоже, они обе достаточно распространённые))) Хётокко я видела в китановском фильме "Куклы", и там она приобрела зловещее такое значение...
А касаемо остальных - ну не всем быть знатоками театра Но))) Я тоже о многих образах узнала много интересного, для меня тоже многое оказалось в новинку))) Всё на свете знать низзя, так что это совсем нистрашно))) Нинада стыдиться))) Будем копать инфу, и расширять границы Незнаемого вместе))) :buddy::buddy::buddy:
Кицунэ-улыбака нас сразила наповал! Жаль, она была под стеклом и её низзя было взять в ручки и примерить! Хотелось почувствовать себя Лисой)))

URL
2017-06-13 в 15:25 

Тень в сумерках
Тьма - это обратная сторона света
Jay_Ko, аллея - да))) Город у нас в дико раздраенном состоянии, и на дома вблизи лучше не смотреть...Ну, если только не любишь разрушек...так, как люблю их я))) (но одно дело - любоваться на руины, другое дело - жить в них). А так - Дзержинск - город химии, и потому зелени в советское время ему выделили чуть ли не больше, чем обычному среднестатистическому городу. Конечно, сейчас она активно вырубается, (под стоянки для автотранспорта), но есть ещё нетронутые палисадники и зелёные кущи)))
Кстати, у нас-таки решил зацвести и жасмин, и шиповник, так что мы блаженствуем))))
Сирени много, да...И персидской, и венгерской, и белой...В это лето весь июнь был окрашен в мой любимый цвет и аромат)))
Выставка чудесная! О, и, я думаю, тебе понравилась история маски Гатто, та, что кошачья))) Единственное "но" - как же не повезло котику, что его привезли обратно в Китай! Во дворце дожа он, небось, жил - кум королю, сват министру!
И - ну такие там ажурные кошачьи ушки!!! Филигранная работа!!!
Ещё был стенд, который я не вставила в рассказ...Посмертные маски...Я нормально отношусь к теме смерти, но вот эти слепки...Знаешь, от них тянуло таким холодом и каким-то обречённым, смертельным, отчаянным и безнадёжным ужасом...Что я не смогла там продержаться больше 5 минут. Меня оттуда просто сдуло!
А вот про одну маску всё-таки расскажу...Она была выставлена вместе с другими, маска "Незнакомки из Сены" (и опять Франция!)...Очень спокойное, умиротворённое, ясное лицо, отдалённо напоминающее лицо скульптуры Антокольского, "Девочка с голубями"...Там такая кротость и смирение...В общем, я задержалась, и прочитала историю...По легенде, её выловили из Сены, и служитель морга не удержался, и сделал маску. Перед ней выстраивались очереди желающих полюбоваться - и для многих людей того времени она стала идеалом Красоты! Набоков посвятил ей стихотворение...Её сравнивали с Джоконой и боттичелевской Венерой...Но...прошёл слух, что на самом деле маска принадлежала не мёртвой, самоубившейся, аки Офелия, красавице, а вполне себе живой дочери мастера, решившему придумать душещипательную историю для привлечения внимания (такой трагичный флёр придавал ещё большую притягательность образу). И - соглашусь))) Впечатление от этой маски - это впечатление Жизни, а не Смерти. Явно с живой девушки делался слепок)))

URL
2017-06-13 в 18:50 

Jay_Ko
Тень в сумерках, Ну, если только не любишь разрушек...так, как люблю их я)))
Очень люблю! В былые времена, почитай, ни одних выходных не проходило, чтоб не поехать куда-нибудь, по-любоваться на очередую разрушенку, а если посчастливится, то и полазить. : ))
Конечно, сейчас она активно вырубается, (под стоянки для автотранспорта), но есть ещё нетронутые палисадники и зелёные кущи)))
Да, печаль. И вот чем ещё Гомель нравится - очень зелёный город.
Выставка чудесная! О, и, я думаю, тебе понравилась история маски Гатто, та, что кошачья))) Единственное "но" - как же не повезло котику, что его привезли обратно в Китай! Во дворце дожа он, небось, жил - кум королю, сват министру!
Да мне всё понравилось. И за котика, да, было очень грустно.
И - ну такие там ажурные кошачьи ушки!!! Филигранная работа!!!
Ага, очень нежные. : ) Вообще у животных это самое трогательное, а уж как эти сделаны, подчёркивают ощущение от кошачьих ушек. : )
Что я не смогла там продержаться больше 5 минут. Меня оттуда просто сдуло!
Кажется, понимаю о чём ты...
Но...прошёл слух, что на самом деле маска принадлежала не мёртвой, самоубившейся, аки Офелия, красавице, а вполне себе живой дочери мастера, решившему придумать душещипательную историю для привлечения внимания (такой трагичный флёр придавал ещё большую притягательность образу).
О, вполне возможно (сама грешна : )), и, смотрю, ожидания оправдались. : )
И - соглашусь))) Впечатление от этой маски - это впечатление Жизни, а не Смерти. Явно с живой девушки делался слепок)))
И это хорошо. : )

2017-06-13 в 21:21 

Glaubchen
Мы не ищем легких путей. Нам лень...
От такой погоды на окошке взял, да и зацвёл амариллис, раскрывающийся исключительно в феврале месяце. Видно, решил - вот, самое оно!
:buh:
Вообще странно ;-)

2017-06-14 в 19:08 

Тень в сумерках
Тьма - это обратная сторона света
Glaubchen, Вообще странно Вот и я удивлена! Амариллисы обычно сроки не нарушают!
Jay_Ko, Очень люблю! В былые времена, почитай, ни одних выходных не проходило, чтоб не поехать куда-нибудь, по-любоваться на очередую разрушенку, а если посчастливится, то и полазить. : )) О!!! А мы часто находили такие вот Дома...практически, из "Дома, в котором..." от Мариам Петросян! У нас в активе заброшенная фабрика и дом-интернат...В котором случилась одна история...которая сейчас уже кажется забавной, а тогда - ну никак нет)))
Да, печаль. И вот чем ещё Гомель нравится - очень зелёный город. У вас тоже много всего цветёт?
Да мне всё понравилось. И за котика, да, было очень грустно. Бестолковый китайский сосед! Нафига было везти шелка!!! Захватил бы кошаков - и враз обогатился!
Ага, очень нежные. : ) Вообще у животных это самое трогательное, а уж как эти сделаны, подчёркивают ощущение от кошачьих ушек. : ) Ты понимаешь))))
Кажется, понимаю о чём ты... я редко так реагирую...Но там мне реально стало плохо.
О, вполне возможно (сама грешна : )), и, смотрю, ожидания оправдались. : ) более чем)))
И это хорошо. : ) Да! Грустно было бы, если - с утонувшей...пусть и в мире сама с собой...

URL
2017-06-15 в 20:50 

Jay_Ko
Тень в сумерках, во, ты меня понимаешь! А историей поинтересоваться - это уместно или не очень? Если нет, то я ни в коей мере не настаиваю!
У вас тоже много всего цветёт?
У нас уже всё отцвело, в основном, доцветает чубушник и пузыреплодник, но, конечно, цветут самые разные цветы на клумбах и розы, пока, большей частью, кустовые и плетистые. У меня из красивого люпин (но тоже почти отцвёл) и турецкая гвоздика. Ну, вот, виноград ещё цветёт, цветочки мелкие, почти незаметные, но с нежным ароматом. : )
Бестолковый китайский сосед! Нафига было везти шелка!!! Захватил бы кошаков - и враз обогатился!
Да, странная логика. Разве что кроме шелков, на которые упал спрос у него ничего не было, а кошаков ещё и ловить надо. : )
Да! Грустно было бы, если - с утонувшей...пусть и в мире сама с собой...
Ну, конечно же, с живой намного лучше!

2017-06-18 в 17:32 

Тень в сумерках
Тьма - это обратная сторона света
Jay_Ko, уместно)))) И...моя звиняется за неотвеченный умыл! Как только разгребусь со всем - обязательно отвечу...ну, и историю расскажу)))
У нас уже всё отцвело, в основном, доцветает чубушник и пузыреплодник, но, конечно, цветут самые разные цветы на клумбах и розы, пока, большей частью, кустовые и плетистые. У меня из красивого люпин (но тоже почти отцвёл) и турецкая гвоздика. Ну, вот, виноград ещё цветёт, цветочки мелкие, почти незаметные, но с нежным ароматом. : ) вживую цветения винограда ни разу не наблюдала)))
Ух, какая у вас там красотааа)))) Розы!!! ВАХ!!!! И люпин))))) А у нас пока море травы....трава, это, чуется, только одно растение, которое так оголтело любит холода и дождь)))
Да, странная логика. Разве что кроме шелков, на которые упал спрос у него ничего не было, а кошаков ещё и ловить надо. : ) это мысль))))
Ну, конечно же, с живой намного лучше!При всём моём интересе к потустороннему и инфернальному - не могу не согласиться))))

URL
2017-06-19 в 17:18 

Jay_Ko
Тень в сумерках, ok! : ) Умыл дело неспешное, так что - как-нибудь. : )
вживую цветения винограда ни разу не наблюдала)))
Много не потеряла, смотреть особо не на что, если не знать, то можно и не заметить. : ) Люпина тут полно везде, обычного синего, конечно, а не садового цветного, а в соседней Смоленской области - целые плантации. : )
А у нас пока море травы....трава, это, чуется, только одно растение, которое так оголтело любит холода и дождь)))
Во, точняк! Мне тоже так показалось. Сегодня в очередной (четвертый или пятый уже с начала года) раз косила, а она всё прёт и прёт...

   

Непутевые заметки

главная